Аналитический разбор фильма
Лабиринт Фавна

"Фильм "Лабиринт Фавна" один из тех, что можно пересматривать много раз. Он настолько богат архетипическим материалом, что в него можно входить, снова и снова, обнаруживая все новые линии."
Собственно, уже само название, Лабиринт, готовит к погружению, ритуальному переходу из реального пространсвто в имагинальное, и эти переходы в фильме режиссер совершает много раз, будто погружая зрителя все глубже, и глубже. Иногда даже возникает вопрос : а что, собственно, здесь настоящее, а что фантазия? В итоге этих переходов туда и обратно, режиссеру будто удается объединить 2 реальности в новую единую реальность.
"Я предлагаю посмотреть на фильм с точки зрения Целого, по возможности соединив внутри множественные полюса, на которые Самость рассыпается в фильме, как зерна, собрав их всех в одну корзину".

Юлия Плана
Аналитический психолог
Автор статьи
Как известно, фантазия, воображаемые существа для ребенка являются настолько же реальными как и общепризнанная взрослая реальность.

У взрослых же эти фукции задвинуты глубоко и забыты, но это не повод отказывать им в сильном влиянии на нас. Все забытое, невидимое или отброшенное в тень, влияет намного более, чем может себе представить среднестатистический человек...

Лабиринт, как символ Пути выражает идею движения человека к истине, это то, что вынуждает человека двигаться, выводит из состояния инертности .

Лабиринт — это мир, Вселенная, непостижимость, движение. Непрерывная линия лабиринта означает вечность, бесконечную длительность, бессмертие. Форма лабиринта, будто вечный круговорот Жизнь Смерть Жизнь. Говорят, лабиринт следует проходить танцуя: фигуры магического танца лучше всего подходят к этому ритуальному действу.
И что однажды войдя в него, на выходе, человек никогда уже не будет прежним. И что мы все его проходим, родившись однажды и проходя по лабиринту собственной жизни: продвигаясь все дальше и дальше от периферии к центру , будто к собственной глубочайшей сути.
...Жила была принцесса Моана. В подземном царстве,где не было боли и бед, но она очень хотела увидеть солце и небо. Однажды ,она сбежала на землю,где ослепленая солнцем забыла о своем происхождении и умерла от холода и болезней. И отец, горюя и разыскивая ее повсюду, ждал ее возвращения до скончания времен.
Автор будто рассказывает о рождении Души человеческой на Земле и о том, что иногда человеческое развитие прерывается. Эти вынужденные остановки в развитии, т.н. травмы, могут длится сколько угодно. Ведь Вечности некуда торопиться. Но рано или поздно нарушенное движение восстанавливается и движение продолжается. Особенно тяжелыми считаются ранние детские травмы, произошедшие в довербальном периоде.

Следуя идее юнгианского аналитика Дональд Калшеда, душа живет между двумя мирами : материальным и духовным, и эту гипотезу удачно удалось показать автору фильма, Гильермо Дел Торро. Сюжет балансирует будто на грани , вытанцовывая невидимую область между двумя мирами, отъединяя и рождая нечто третье.

Автор показал лишь отрезок Земного Пути, пути развития сознания, что проходит каждый рано или поздно .
В реальном мире жила была девочка Офелия, которая очень любила читать. Потерявшая горячо любимого отца на войне, с мамой, ожидающей ребенка и тяжело переносящей свою беременность, едут в лес, в дом фашистского капитана, ее отчима. Офелия, с английского возвышенная или величественная. А с греческого, переводится, как помощь.
Мама Офелии, Мерседес,со своими стратегиями выживания и адаптации к сложившейся ситуации, просит дочь называть капитана отцом, рассказывает ей о том, что настоящая жизнь ужасна, что в ней нет места сказкам и книгам.

Она передает ей свой травматический опыт. Но и заботится о ней, насколько ей позволяет ее психическое и физическое здоровье. Она достаточно хорошая мать, как сказали бы в наше время. Но этого недостаточно, в обстоятельствах, в которых оказывается Офелия: новый страшный дом, непережитая смерть отца, страшный капитан, плохое самочувствие мамы, ее кровотечения, постоянная тревога врача за жизнь мамы.

И в самые тонкие моменты, когда детская нескончаемая тревога и невозможность выходят из берегов, в эти моменты Офелия не получает эмоциональную поддержку от близких, остается без опоры в этом мире.Ей на помощь приходит помощник из духовного мира, Фавн. Фавн сообщает ей о том, что она принцесса Моана, которую ищет безутешный отец, и ей нужно выполнить три задания для возвращения домой. И для подтверждения, он говорит, что на ее левом плече есть лунный знак. Фавн передает ей книгу судеб и дает первое задание.

Можно заметить, что все общения с Фавном или выполнение его заданий, то есть контакты с фантазийным миром происходят синхронично каждый раз,когда градус тревоги в реальности повышается, и когда Офелия находится одна, изолирована от поддерживающих близких: мамы или Кармен.

Кармен, служанка у капитана, но одновременно сподвижница партизанов, ведет двойную жизнь. Номинально служит капитану, но помогая партизанам, приностит им еду, медикаменты, ведет освободительную деятельность в тылу. Похоже, она одна остается в хорошем контакте с реальностью, ловко скрывая себя и ориентируясь в лесу. Она же является тем единственным доверенным лицом, кому Офелия призналась о своих встречах с Фавном. Ответ Кармен был бережным и балансирующим одновременно, достойным ответом хорошего психолога. Она сказала, ....что может он и существуют, а может и нет, но мама мне говорила, что Фавнов нужно оберегаться...Она будто налаживает связи, между разными частями, вхожа в разрозненные между собой пространства.
Первое Задание Фавна, состояло в добывании ключа из брюха ужасной жабы, что живет в корнях старого дерева и губит его. В реальности же в это самое время высокопоставленные гости Капитана собираются к нему на ужин. К этому событию мама шьет Офелии новое платье и дарит новые туфли. Для мамы - это первый званый ужин в новом кругу и ей очень хочется, чтобы и она и Офелия произвели правильное впечатление. Офелия возвращается вся в грязи, пропускает ужин,расстраиваает несказанно маму и... обреатает новую опору, ликуя внутри о том, что она ужасно расстроила Капитана. И бросает вгляд на лунный знак, на своем плече, будто утверждаясь внутри себя в своей новой реальности,новых родителях Солнце и Луне и победе над мучителями в реальности: Капитане и Маме.
Одновременно, можно думать, что архитепический Защитник, Фавн, утверждается в своей роли и начинает действовать автономно.Завоевывая или порабощая личную волю.человек в этот момент теряет контакт с реальностью и переходит во власть архитипического защитника.
Символический смысл освобождения Дерева от жабы можно рассматривать как высвобождение личного духа, выбор;Инициация процесса индивидуации.
Образ Мирового древа в том или ином виде можно найти практически в любой мифологической традиции (магической, религиозной). Этот образ зафиксирован в словесных текстах разных жанров, памятниках изобразительного искусства архитектурных сооружениях (прежде всего культовых), ритуальных действиях и т.д.

В скандинавских мифах это ясень, в славянской и чувашской мифологии эту роль выполняет Дуб, в Индуизме существует дерево баньян, в религии майя это ось мира.У шумеров- концепция Мирового древа (как правило, это гора, но не только), а также концепция четырех сторон света, и связанная с ней идея четырех ветров.
Офелия выходит с ключом в руках из этого испытания. Жаба, символически представляя материнское, утробу. В Баварии, при поклонении культу Девы Марии, родившие женщины лепили из воска маленьких жаб, символизировавших материнскую утробу, и клали их вокруг статуи Девы Марии. Как выражение благодарности за рождение ребёнка. Символ плодородия и достатка с одной стороны и инфернального зла с другой. Символически, жабы и лягушки из- за своего способа существования и среды обитания несут идею перевоплощения: рождаясь в воде и заканчивая свой цикл развития в другой среде, на земле. Совершая переход из земноводного в сухопутное.

Или будто Офелия осуществляет выход за границы материнского, опеки- трясины, в которой невозможно обрести опору и обретает духовных родителей Солнце и Луну. Она как будто обретает собственную волю , помимо материнской. Но эта её личная воля пока ещё принадлежит Фавну.

Самочувствие мамы Офелии, Мерседес ухудшается и ей требуется полный покой и сон. Ее доктор погружают в сон с помощью медикаментов.Причиной всему- тяжелая беременность, брат Офелии, сын Капитана. При этом Мерседес, мама Офелии очень тепло и бережно знакомит сестру и будующего брата, будто для нее, как для матери все дети едины и любимы. Тут можно поразмыслить над тем, как она, точно как великая Мать, и что через одну и ту же женщину и ее утробу себя могут продолжить на Земле и добро, в лице отца Офелии и зло, в лице Капитана, и в этом для нее нет различия, все они - просто ее невинные дети.
На второе задание Фавн отправляет Офелию в подземелье к нечеловеческому существу.
С одним предостережением: там она ничего не должна есть. Мы видим безглазое существо, вокруг на стенах картины , изображающие поедание детей. Вспоминается Ламия, греческая богиня, обезумевшая от горя и поедающая детей. Отсутствие глаз указывает на неведение о содеянном, на невозможность осмысления. Как будто та часть матери Офелии, что не ведает,что происходит с ее дочерью, в каких обстоятельствах она оказалась отчасти и из-за нее.

Офелия достает кинжал с помощью добытого ключа . Символически, будто получая возможность и право на агрессию и ярость. И... съедает 3 виноградины, пробуждая тем самым чудовище.
Будто у до сих пор неуязвимой Офелии есть появляется слабое место, своя ахиллесова пята. Её человечность,ее принадлежность к миру людей.
Чудовище съедает 2 феи из трех, и Фавн впервые рассержен и выражает неудовлетворение, разговаривает с Офелией устрашающе.

Снова, возвращаюсь к аналогии с архетепическим защитником Калшеда. Он, защитник, покровительствует,но одновремено и причиняет страдание своему подопечному,постепенно подчиняя его волю и диктуя правила игры. И все больше изолируя своего подопечного, диссоциируя и привнося в его поведение саморазрушительных тенденций по отношению к реальности.
Тем временем, Офелия теряет мать при родах. Братик остается в живых, его опекает капитан. В то же время деятельность Кармен рассекречена и она, схвачена при неудачной попытке бегства с Офелией. Кармен схвачена, но ранив капитана ножом, сбегает.

Офелия находится под замком, одна в комнате, к ней приходит Фауст в третий раз. Он единственный, кто у не остался, поскольку девочка потеряла и мать, и Кармен. Она находится в его полной власти.
На этот раз ей нужно пройти третье испытание, для чего следует принести братика в лабиринт. Офелия крадет братика, подливает сонные капли Капитану, но тот неумолимо следует за ней в лабиринт на подкошенных ногах, продвигаясь к центру Лабиринта.

Офелия оказывается в лабиринте, в самом его центре. Откуда открывается спуск под землю. Она стоит на краю, на ее руках- братик. И с одной стороны – ожидающий ее Фавн,с другой стороны – преследующий Капитан. Офелия находится ровно в центре 2ух реальностий. На границе, соединяя и разделяя эти 2 пространства. Или даже на перекрестке, если учесть место спуска под землю.

Будто режисеру удалось показать момент контакта с трансцендентной реальностью, мистический опыт соединения двух пространств.Двух миров: реального и фантазийного. И на точке соединения - перекрёстке стояла одинокая девочка Офелия - Моана с братиком на руках.

Фавн, с ножом, просит отдать ему братика, поскольку для открытия двери в подземное царство должна быть пролита кровь невинного. У Фавна в руках поблескивает лезвие ножа. С другой стороны приближается Капитан.И Фавн и Капитан хотят заполучить младенца.
Офелия, ведя диалог с Фавном, осознает, для чего ему нужен братик. Она отвечает ему отказом. Она высвобождает свою волю из власти архитипического защитника-преследователя. И это тот момент, когда она проявляет свою волю, не идентифицируется с архитипическим защитником. Важный поворотный момент и в терапии.


Это с одной стороны. В тот же момент оператор показывает нам иной ракурс, зритель видит Капитана и Офелию, разговаривающую с пустотой. Мы видим, что на месте Фавна-никого нет-с другой.Он исчез, или был ли он?

Реальность и имагинальный мир встречаются и Офелия - Моана делает правильный выбор,проявляет свою волю. И с этической точки зрения и с психологической: не отдает братика, приняв решение , смертельное для себя.

То есть будто в этом противостоянии участвуют с одной стороны трое: Офелия , братик и Фавн и с другой стороны тоже трое: Офелия, братик и Капитан. Две тройки. Или задвоенные тройки, удвоенное напряжение.
Офелия получает пулю, а Капитан - своего сына. А следом за этим, и свою пулю. Случаются 2 смерти.

Жертва принесена. Кровь невинного пролита. Офелия, умирает на руках Кармен. Кармен поет колыбельную без слов, провожая Офелию в последний путь. Офелия, совершив переход, оказывается в светлом пространстве, где на двух высоких тронах восседают ее Мать и Отец. Мать приглашает Офелию занять свое законное место на третьем троне. У матери на руках младенец.Как символ нового сознания.

Из места, откуда Офелия сбежала, их было трое: мать , отец и она.
Возвратившись же, из стало четверо: на руках у матери был младенец, преображенное сознание.
Символически, происходит принесение жертвы , на пороге, на входе во внутренее царство.Жертва в данном случае - это отказ от личного и переход к индивидуальному. Путём отказа от защит, будучи полностью обнаженным или Невинным , этом состоянии возможен переход из одного состояния сознания к другому: от Личности к Индивидуальности.

Одновременно с этим мы видим приход испанских партизанов, которые разгромили Капитанский штаб. Произошла смена власти.

Символически, когда обезглавлено существующее сознание, (Капитан), возникает место для нового. Теперь на сцену жизни и сознания человека может выйти душа,(Моана, что в переводе с гавайского- глубокий океан). Становятся возможными новые начинания.

Закладываются подозрения относительно Отца , что искал и ждал свою дочь до скончания веков, Фавна , того , у которого много имён и произнести их могут лишь ветер и вода, Капитана - не тот ли это Многоликий как Волшебник Изумрудного города?

В подтверждение вышесказанных идей я приведу позицию Девида Розена, автора термина Эгоцида. Она заключается в том, что Эго должно пережить символическую смерть, чтобы произошло значимое изменение и исцеление.

Штейнберг (1984) выражает похожие идеи. Используя модель искупления, он рассматривает успешный анализ депрессивных индивидов как процесс включающий в себя смерть негативных родительских интроектов и возрождение заново построенного Эго, которое связано с Самостью.

Далее мне очень хочется упомянуть алхимическую формулу Марии Пророчицы, так называемую «Аксиома Марии», которая звучит так: «Одно становится двумя, два становятся тремя, и из третьего исходит одно – как четвертое» и немного коснуться магии чисел.

Юнг же использовал аксиому как метафору для процесса индивидуации . Один находится в бессознательном состоянии цельности; два является борьба противоположностей; три указывает на потенциальное решение;четвертое является трансцендентной функцией, «психическая функция , которая возникает от напряжения между сознанием и бессознательного и поддерживает их объединение»; и тот , как четвертый является преобразованным состоянием сознания.

В кабинете у аналитика, суть происходящих процессов та же. Аксиому Марии можно считать и схемой аналитического процесса.

Фильм богато наполнен символикой чисел: три задания, три виноградины, три камня, три дверцы у Ламии, три феи. Пятикратная тройка указывает на присутствие архетипа Кали, индийской богини, управительницы травмы: разрушения и возрождения.

Если проследить связь тройки с вертикалью и динамикой и четвёрки с горизонталью и статикой, то увидим, что образует тот самый перекресток. Крест, на который указал нам Иисус.

Число три вытекает из пары противоположностей – единицы и двойки, является как бы плодом их объединения, результатом творения, новым этапом, и потому символизирует развитие. После тройки идет четверка – новый цикл (т.к. четверка – это лишь удвоенная двойка).

Это самое пиковое напряжение и момент появления четвертого можно было воочию наблюдать в сцене с Фавном с одной стороны и Капитаном с другой, с братиком на руках.

Этим четвертым можно назвать братика, который как архетип Младенца, или нового сознания появляется он одновременно и на руках у земной Кармен и у Мерседес, что встречает Офелию, уже Моану, по ту сторону Земного Бытия, после ее перехода.

Таким образом, три еще и – число гармонии, т.е. полного и самодостаточного цикла развития (начало-середина-конец) . Или Жизнь-Смерть –Жизнь.Полный трасформационный цикл. Один полный виток спирали. А выход находится там же, где и вход.

То есть, на травму, даже на самую тяжёлую, можно смотреть как на дар и возможность. Или что каждое препятствие является частью цели.

И при помощи архетипического защитника, как проводника, возможно проделать немалую часть верного Пути.

Хочу пожелать Вам, проходя Лабиринт своей Жизни, Вам непременно повстречалась Ваша Кармен,та, что будет петь песню, провожая Вас и встречая, соединяя невидимые разрушенные мосты . Вашего Капитана, что отправит Вас в последний Путь.И делая свой каждый новый шаг , слушать только своё сердце.

Желаю тем, кто встал на путь трансформации, лёгкой символической смерти и скорейшего воскрешения
Юлия Плана
Аналитический психолог
Автор статьи

Обсудить статью и задать вопрос автору

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda