Метод активного воображения

Термин «активное воображение» был введён Карлом Густавом Юнгом, и подробно описан в Тавистокских лекциях. Само название метода подразумевает, что представляемые клиентом образы живут свободно, собственной жизнью и символические события разворачиваются в соответствии с собственной логикой. Появляющиеся в сознании архетипические символы и образы, контакт с ними позволяет получить ответы на многие вопросы из самых глубин своего бессознательного
Ввиду связи между снами и активным воображением, Юнг рекомендовал активное воображение людям, которых каждую ночь посещало такое количество сновидений, что они были просто не в состоянии разобраться в них посредством обычной работы со снами. Когда вы начнёте регулярно заниматься активным воображением, то обнаружите, что их количество резко сократилось, стало меньше повторяющихся сновидений, а сами образы стали более предметными. Когда вы решаете ваши проблемы посредством активного воображения, вашим снам нет нужды часто повторяться.

Сам процесс и практика активного воображения проводится следующим образом. Сначала создаются условия для соприкосновения с символами своего внутреннего мира и вступления в живые отношения с архетипическими образами бессознательного. У каждого человека есть свой индивидуальный набор условий для комфортного путешествия в свой внутренний мир. Конечно, желательно уединение, так как процесс будет напоминать медитацию и может принимать самые разные формы: фантазии, рисование, лепку, автоматическое чиркание или письмо, диалоги с внутренним «другим» и даже форму танца и музыки.

Стоит отметить, что многие современные юнгианские аналитические психологи, работающие с клиентским материалом активного воображения, советуют практиковать этот метод всем интересующимся «только после того, как они завяжут знакомство с профессиональным аналитиком или хорошо разбирающимся в этом искусстве любителем, который, при необходимости, сможет вернуть их на землю посредством специальной беседы». Бессознательное действительно обладает огромной мощью: если мы собираемся приблизиться к нему, то уважение и осторожность являются обязательными условиями.

Занимающийся активным воображением человек должен сконцентрироваться на фрагменте внутренней фантазии и попытаться исключить все другие влияния, идущие из внешнего мира и мешающие ему. Фрагмент фантазии может быть взят из сновидения, а может возникнуть спонтанно. Например, одному клиенту Ханца Дикманна снилось путешествие по незнакомой стране, и он являлся членом группы, которую вёл человек в иноземных одеждах, объясняющий виды. Поскольку клиент стоял с краю и далеко от ведущего, он не мог понять, что тот говорил. Позже в активном воображении он подошёл к тому незнакомцу и поговорил с ним. Он осознал, что объяснения иноземного ландшафта относились к текущей конфликтной ситуации в его жизни, и что слова ведущего раскрывали ту сторону проблемы, которую он ещё не обдумал. Благодаря этому он смог взглянуть на ситуацию с другой стороны и лучше с ней справиться.

Карл Густав Юнг говорил об активном воображении как о погружении, проводимом в одиночестве и требующем концентрации всей душевной энергии на внутренней жизни. Однако иногда активное воображение получается, как бы само собой, когда клиент спонтанно развивает свои фантазии на сессии. И если они несут важную смысловую нагрузку для него, то имеются все основания их поддержать и помочь ему быть в контакте со всплывающим бессознательным материалом. Но в любом случае аналитик не предлагает исходного образа и не направляет процесс по своему усмотрению. Ведь активное воображение сродни художественному творчеству, а подлинное творчество - дело очень индивидуальное и самоценное.

Приятным бонусом практики активного воображения является развитие у человека художественных способностей. Постепенно уходят защиты и сопротивления, раскрывается ранее зажатая жизненная энергия и человек создаёт совершенно очаровательные картины, поэмы, сказки или новеллы.

Многие люди не подозревают наличие у себя таких способностей и это открытие остаётся для них большой ценностью многие годы после анализа.
Екатерина Кондратенко
Аналитический психолог
Автор статьи

Обсудить статью и задать вопрос автору

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda