Эта ночь непоправима
Я писала этот текст больше месяца. В Индонезии, двухдневном перелете, в России… Писала тяжело, чувствуя, как не хочу, и как не могу не обдумывать…. Жизнь всё время добавляла и возвращала.

Как большинство людей, и особенно психологов, я очень хочу быть «вне политики», иногда это получается. Современные цивилизованные люди – мастера расщепления. Можем вычленять себя из природы, социума, политики… Нужно немалое усилие, чтобы отказаться от этого.

Третье десятилетие 21века оказалось настолько мощно охвачено глобальной реколлективизацией, что вряд ли кому-то из коллег удастся исключить из работы политические и социальные мотивы.

Прошу прощения, текст немного грустный.

О чём мы? Спасение утопающих

Наши отношения между населением разных стран и государственными системами (по всему миру, хоть и с некоторыми отличиями), ООН и ВОЗ – демонстрируют классическую модель динамичного треугольника Карпмана, в котором мы увязаем всё больше. В основном это происходит на уровне СМИ, социальной пропаганды, проникающей и влияющей на коллективную душу.

Населению стран навязывается комплекс Жертвы, а Спасатель становится Агрессором.

Мы, конечно, помним, что Сократ и другие греки придумывали государство для разумного управления, но и они постоянно натыкались на моральные дилеммы про насилие. Демократия – очень энергозатратна, хоть в семье, хоть в стране. Греки, которых мы перестали изучать, об этом и говорили, призывали к вниманию и усилиям.

В агрессивных племенах и у их соседей государства создавались как средства поддержания порядка и защиты мирных граждан от опасных элементов. Однако, довольно быстро идеи безопасности, становились средствами внутреннего террора.

Уж в России-то мы помним: Охранка, Гос.Безопасность, и самое страшное – «Мера социальной защиты» (ссылка, тюрьма) и «высшая МСЗ» (расстрел).

Часто думают, что начинается все с Агрессора и Жертвы. И тогда возникает Спасатель. Я не сторонник конспирологических теорий. Но я знаю, что есть люди (и не мало) по всему миру, которые озабоченно мыслят крупными глобальными процессами, а они сейчас вызывают большую тревогу. Я верю, что (даже с учетом высокой степени коррумпированности) люди в мировых правительствах озадачены спасением населения, поддержанием стабильности…. Но.

Важно не забывать, что Стивен Карпман говорил о драматическом треугольнике. Речь не о реальной угрозе и необходимых действиях. А о ловушках трех ролей, разыгрываемых в общем сценарии. Коллеги юнгианцы могут видеть тут не роли, мощные архетипические паттерны и поглощающие комплексы.

Спасатель, комплекс которого часто реализуют государственные органы, входит во вкус и не отказывается от своей роли. Если угрозы нет, можно ее создать.

Началось ли что-то в 2020м?

Нет. Вся история человечества – вечное противостояние свободы и несвободы. Как в головах, так и в сообществах. Вся мифология человечества отражение этой борьбы, реализуемой личными кризисами и межличностными конфликтами.

Моисей выводил народ из Египта, а Иисус родился в пещере, потому что императору Августу захотелось пересчитать своих евреев…

Недавно пересказывала внуку историю Эзопа. Помните, как Ксанф убеждал его, что быть рабом сытнее и безопаснее. Быть рабом или умереть свободным – Эзоп сделал выбор. Нам его уже не предоставляют. Может быть, Вы вспомните истории русских классиков о том, как крепостным отказывают в вольной, объясняя это заботой и защитой. Сейчас мы уже представить не можем себя без паспортов с пропиской, виз, регистраций и прочего. В 2019 ООН постановила запрет на отсутствие гражданства. Мы все стали крепостными (разной степени комфорта) с барщиной и оброком, а количество юрьевых дней стремительно сокращается.

Итак, нас уже спасали от безграмотности, безработицы… Схема всегда одна. Обнаруживается проблема, объявляется право, затем борьба за его осуществление… А вот дальше Спасатель уже не может остановиться, порабощая Жертву и становясь Агрессором. И права становятся хуже обязанностей. А Жертва большей своей коллективной частью увязает в стокгольмском синдроме, затопленная благодарностью и не видя альтернатив.

Характерная особенность Жертвы — нежелание брать на себя ответственность, а точнее проявлять волю к здоровью. Она убеждена в своей неспособности к самостоятельной жизни и всегда ищет Спасателя, а также часто привлекает Агрессора, потому что не хочет выходить из своего пассивного положения.

Например сейчас, в открытом доступе невероятное количество теорий и практик оздоровления, укрепления иммунитета, очищения и здоровья. Все они требуют осознанности, труда и воли – того, от чего однозначно можно найти убежище в треугольнике Карпмана.

Роль Преследователя/Агрессора хитроумно передана в наших условиях 2020-21 некоему монстру, монструозному вирусу, образ которого быстро создан давно разработанными инфо-технологиями. (См.фильм «Хвост виляет собакой» («Wag the dog» США,1997). Я не говорю, конечно, что заболевания не существует. Я говорю, что минимальной внимательности к ситуации и осознанности достаточно, чтобы увидеть: довольно обычная болезнь превращена в страх, а затем в панический террор.

Этот Преследователь некоторое время справлялся со своей ролью, предоставив распределиться на Жертв и Спасателей. Когда же стало очевидно, что Преследователь/Агрессор фейково раздут, его роль стал забирать Спасатель. И сейчас мы имеем ВОЗ, поглощающую миллиарды и требующую больше, в столь прочной маске Спасателя, что назвать этого диктатора Агрессором не решается никто.

Спасателю нужно очень много осознанности, чтобы увидеть ситуацию и стараться выйти из роли. В любых государственных органах есть какая-то часть осознанных. Помните фильм «Место встречи изменить нельзя»? Но это всегда малый процент, отторгаемый системой.

Надеюсь, каждый из вас знает врачей, не охваченных Агрессором и даже Спасателем, а остающихся верными осознанными в помощи. Я знаю немало, и низкий им поклон. Цените их, берегите их. Во все времена были и будут свои Шиндлеры, это дает много надежды.

Меня не было бы с вами, если бы не врачи. Я перенесла 2 кесаревых и пару переломов. И врачи спасали меня. И много раз в жизни приходилось отбиваться от агрессии врачей, защищать детей, успокаивать после вторжения.

Критерий простой. Если Спасатель посягает на свободу, на право выбора, на твою способность принимать решения, он – Агрессор. Что? Иногда приходится? Да. Но ситуации эти крайне редки.

Любому спасателю важно не заигрываться в «для твоей же пользы» и т.п.. Тем, кто рядом очень важно рефлексировать, отслеживать моменты скатывания в Жертву, особенно если нас туда гонят толпами.

И каждый имеет право на осознание и выбор между жизнью и смертью.

Когда Спасатель становится Агрессором сначала он действует шоком и напором. Звучит: «некогда раздумывать, мы на краю, опасность у дверей»….

Моя мама внушала мне с детства: не бывает такого «некогда думать», только время, когда можно думать долго, и время, когда надо думать очень быстро. Если тебе говорят: «некогда думать, беги», первым делом остановись и быстро начни думать. Так говорила мне мама. Так говорю детям и внукам. А Вы?

У Спасателя, мутирующего в Агрессора, обычно много аргументов, кривая показная логика… К сожалению, очень малый процент людей знает сейчас, что такое логика. Поэтому агрессивные «спасатели» запросто пользуются простейшими логическими нарушениями и ловушками. Агрессор-«спасатель» жонглирует страхами. Помним, как Гитлер пугал немцев евреями, опасными для немецких детей, расисты пугали чернокожими. Ну а уж Сталин, кем только не пугал. Сколько я знаю геноцидов, все случились под лозунгами спасения и защиты детей. К моему великому жутковатому удивлению, цивилизованные страны настолько уже не любят детей, что нынешний геноцид сориентирован на «спасение стариков». «На дворе средневековье» и общая тенденция, что детей вполне можно принести в жертву для продления жизни старому инквизитору или герцогине.

Другой очевидный маркер «Спасателя»/Агрессора – аргумент «других вариантов нет».

Тут порекомендую фильмы «Наш человек в Америке» (Дания,2020), «Шпионский мост» (США,2015), другие подобные истории, ну и «Список Шиндлера» не забываем.

Жертва

Давайте посмотрим, как за 2020 мы, лишившись вдруг важных свобод прошли стадии: отрицания (ничего не случилось, все вернется), злости (люди цивилизованные, каждый давайте быстро справимся), торга (ну подумаешь, надену маску, сделаю тест, лишь бы быстрее закончилось), депрессии (надоело, не хочу больше думать об этом…), и пришли к принятию. Вы где сейчас? А ведь это не смерть, не потеря, это у нас отняли, и не без нашего участия.

Агрессор/«спасатель» на стороже, у него есть средства и заготовки на все стадии и, конечно, он подторапливает, потирая руки, когда видит приход депрессии. Ему главное, чтобы жертва двигалась к принятию.

Как Же быть Жертве? Застрять на какой-то из стадий или пройти все?

Мой ответ: осознать, что тебя загнали в позицию жертвы, заявить (хотя бы себе) «меня не надо спасать» от того, что чья-то бабушка или какой-то знаменитый актер умер, от сомнительных статистических данных. Меня не надо спасать от свободы жить свою жизнь, болеть, выздоравливать и умирать. Если можете, конечно.

А если не можете? Если слабы? Тут помним, что Жертва тоже быстро обращается в Агрессора. Слабая психика, а у старых людей она часто такая, легко застревает на стадии злости. И Агрессоры, Агрессоры/«Спасатели» этим активно пользуются.

Напомню, в 2020 произошла потеря. Мы потеряли очередной большой, очень значительный кусок гражданских свобод. Следующий после того, как планета была поделена на государства с жесткими границами и в 2019-ом было решено, что быть ничьим гражданином нельзя. Ну, а уже следом перемещения по планете также предаются анафеме.

Если вам кажется, что ничего не случилось – вы на стадии отрицания. Если вас это бесит и не можете думать об этом спокойно – злости. Если вы думаете, что, надев маску, сделав фукамизацию или сказав «ку» господину Пеже… - пока торгуетесь. Если депрессивная тоска накрыла – сочувствую, сил вам выбраться на берег. Только приняв ситуацию свершившейся потери можно начать куда-то двигаться.

Куда?
Тут первым делом возникают три ярко освещенных и натоптанных дороги:
1 – зайти еще на один круг, застрять в Жертве, бесконечно блуждая в тех же стадиях, принимая помощь Спасателя, кормя его агрессивную часть.
2 – потеснить Спасателя и стать Спасателем самому. Занять позицию «помочь хоть как-то», стать добрым охранником, врачом в тюрьме, воспитателем, идущим с детьми на смерть….
3 - Стать Спасателем-Агрессором, (из Жертвы туда проще), или сразу Агрессором , таких сейчас наблюдаем во множестве. Помним множественные эксперименты жестоких времен: худшие надсмотрщики – бывшие заключенные.
Вариант 4 – отрицать в принципе сопричастность всему этому. К моему большому удивлению, по-прежнему многие люди считают себя вне времени, социума, пространства, биосферы…

Так что же, хорошего варианта нет?

Знание - сила, осознанность – путь. Внутри треугольника Карпмана - нет. Осознав его и выйдя, в принципе можно выйти из психологической ловушки и искать решения, которые не видны без этого выхода. Решения за рамками. И если Вы хотите их искать, придется быть готовым к тому, что все три вершины и стороны между будут объявлять вас безумцем. Хорошая новость: Вы точно не одиноки! Ни во времени, ни в пространстве.

Плохая новость: будет больно. Всякий выход из матрицы очень болезненный. Всякая индивидуация – страдание.

Важная часть пути – учиться самим и помогать учиться детям осваивать логику и этику. Никакая конституция не работает, если граждане не пытаются осмыслить принципы социального поведения, размышлять над моральными дилеммами, расширять когнитивный и эмоциональный аппарат, осваивать методы ведения дискуссии…

«Социальная защита — это определённая система мер, предпринимаемых государством, направленных на обеспечение и защиту конституционных прав человека …» Заметьте: не социума, а человека, не обязанностей, а прав…

Нам, внукам и правнукам людей, подвергавшимся «мерам социальной защиты», еще лечить и лечить травмы коллективной души.

Террор

Террор – очень важное слово, пока остающееся в тени. Именно эта пара сейчас активна – Паника (пандемия) – Террор (ужас и его эксплуатация одновременно).

Вспоминаем, главная задача Агрессора/«Спасателя» - заполучить Жертву и отвлечь, не допустить внимание к чему-то большему, неразрешимому.

Как видим, идея с пандемией и агрессивным спасением от неё отлично справилась.

С начала века мы семимильными шагами приближаемся к экологической катастрофе и уже не «стоим на её пороге», мы внутри. Об этом до шума про ковид уже говорили все ученые. В купе с демографическим бумом в Азии и вымиранием Европы самые страшные ожидания связаны у ученых (Северного Полушария) с неподвластными контролю цунами стихийных миграций. Именно это, а не пандемия было известно давно, к этому готовились мировые правительства. 8 миллиардов, хаотично перемещающиеся по планете, охваченной наводнениями, пожарами и прочими стихийными бедствиями – вот ужас, от которого нас позапирали по домам и территориям, разметили, как овечек, и предлагают не беспокоиться.

Коллективная душа чувствует тревогу, это рождает агрессию внутри загончиков, между теми, кого случайно задел или на кого «мог чихнуть».

Пока я писала эту статью… 21июля 21г. Глава ВОЗ (тоже «охрана» в названии) Тедрос Аданом Гебрейесус объявил уже официально для сомневающихся, что «эта музыка будет вечной», что «новый порядок» сохраниться и вероятно ужесточиться, потому что «угроза сохраняется». Нелепый довод: «за время моего выступления умерло 100человек» (а сколько их должно умереть? Ноль?), звучит как очередное подчеркивание: мы не морочимся с логикой и аргументацией. ГебреЙесус. Жутковатая шутка о Спасителе.

А если кого-то действительно интересует динамика и статистика численности человечества, рекомендую самое простое: посмотрите онлайн счетчик населения Земли на Google.

Террор – усиленный страх, страх, обращенный в ужас.

Всеобщий охват услугами здравоохранения. Вот как хотите, но у меня эта фраза вызывает ассоциацию с террором, с каким-то глобальным контролем. Заметим ли, когда исчезнет слово "услуги"?

Именно такие слова – «всеобщий охват» – маркер того, что Помогающий уже стал Спасателем/Агрессором.

Мне больше нравятся слова: возможности, доступность и открытость.

Травмы коллективной души

«Кто дышал этим воздухом, тот погиб, даже если случайно сохранил жизнь. Мертвые есть мертвые, но все остальные – палачи, идеологи, пособники, восхвалители, закрывающие глаза и умывающие руки, и даже тот, кто по ночам скрежетал зубами, - все они тоже жертвы террора. Каждый слой населения, в зависимости от того, как на него был направлен удар, переболел своей формой страшной болезни, вызываемой террором, и до сих пор еще не оправился, еще болен, ещё не годен для нормальной гражданской жизни. Болезнь передается по наследству, сыновья расплачиваются за отцов, и только, пожалуй, внуки начинают выздоравливать, или, вернее, болезнь принимает у них другую форму.» (Надежда Мандельштам,1999, цитата из книги Генри Абрамовича «Перфоманс анализа», глава «В тени террора»)

Да уж… Болезнь «приняла другую форму» у внуков. И слова «умывающие руки» теперь звучат фарсом, а «среднюю температуру по больнице» меряют на каждом углу мира. Именно террор стал пандемией.

А что, если это и есть «нормальная гражданская жизнь»? это, а не некая идеальная картинка без насилия, которую мы себе рисуем? Нам, психологам, постоянно приходится

встречаться с тем, что в семьях, парах, жизнях людей очень много всего, что мы считаем болезнью и очень много стремления к некой идеальной норме и здоровью.

Это не специфическая история народов СССР. Террор, страшные войны и геноцид были в любой точке нашей планеты. В любой стане своя коллективная травма, ведущая к реколлективизации, стонущая в коллективной душе.

«Повторная коллективизация (реколлективизация, при которой человек оказывается поглощен коллективной идентичностью)» Генри Абрамович (Анализ в тени террора,2012), цитируя Юнга, напоминает об этой постоянно действующей не только угрозе, но тенденции, «удушающей поглощающей архаичной коллективизации».

Мне она, впрочем, не кажется архаичной. Сейчас она строится на высоко-функциональной специализации.

Психологи

Вижу, как перед каждым человеком серьезный выбор. Как мучительно, долго отказываясь делать выбор, всё же делают его мои коллеги.

Вариант 1 - Поддерживать Жертву и Агрессора, ибо он всё же Спасатель, и порядок – наш шанс. При этом выборе задача психолога – поддерживать адаптацию к уже сделанному выбору большинства, а значит возможно и человечества к несвободе воли (у всех участников процесса). То есть к очень узкой свободе. Читаем Виктора Франкла и выживаем в Концлагере. Стараемся помочь прожить стадии потери: сублимировать злость, успешно поторговаться, пережить депрессию и принять… Задача достойная и трудная.

Вариант 2 - Поддерживать тех, кто в меньшинстве пытается выйти из плоскости треугольника. Это меньшинство не изменит нашу историю. Человечество уже давно внутри процесса становления единым организмом, в котором индивидуальность=функциональности и очень важна территориальная и функциональная привязка. Это – матрица. И мы давно внутри. Но для любого организма важна его часть склонная к риску, взаимодействию со средой, открытому исследованию, обработке информации извне… Сливаясь в единый глобальный организм мы не должны стать динозавром. Хорошо бы человечеству стать сильным и здоровым организмом. И иметь часть людей способных к индивидуальной реализации воли. Для меня эти пациенты (ибо они сильно страдают) – особенное драгоценное счастье.

Мощным потокам глобальной и травмирующей «реколлективизации» (Юнг, Абрамович) может сопротивляться только волевое Эго, следующее путем Индивидуации и Самости. И нам очень важно, чтобы это сопротивление не было конфронтацией.

Let my people go

Моя личная позиция.

В названии этого материала строчка Мандельштама, которая отсылает меня и, может быть, вас к мудрости и принятию древнего еврейского народа. Принятию того, что зло и смерть есть, были и будут всегда. Но от зла (в отличие от смерти) можно и нужно уходить.

Всякий треугольник в обществе неизменно обращается в пирамиду. Вершина подыгрывает всем прочим участникам и самому процессу их взаимодействия. И тогда выход из треугольника кажется единственным – наверх к вершине, что является ловушкой и лишь повышает устойчивость системы до ее полного коллапса. Почему будет коллапс? Потому что система только кажется живой, а по сути ограничивает всякий рост и проявление жизни.

Мне необходим выход за стеклянный купол, за грани пирамиды. Я не жертва эпидемии, страха смерти и т.п.. Я не хочу спасать кого-либо от смерти или наоборот, от бездумной вакцинации. И уж, конечно, не жажду контактировать с насилием.

Я вижу 8 млрд людей на планете Земля, которым пора серьезно обеспокоиться своим сознанием и своим взаимодействием с планетой. С учетом уже начавшихся бурных процессов в атмосфере и биосфере нам нужно как можно больше людей осознанных, природно-ориентированных, способных к выживанию и сотрудничеству. Это касается и тех, кто внутри пирамиды и тех, кто, даст Б-г, сможет выйти за её стеклянный купол.

Что делать?

Станислав Гроф, Эрвин Ласло, Питер Рассел «Революция сознания. Трансатлантический диалог» - книга, которую я прочла в 2005 о двухдневном диалоге трех великих умов, состоявшемся в 1996г. Одна из книг, оказывающих на меня очень большое и долгое воздействие. Три ученых, психолога, философа с гуманистичным, оптимистичным и системным взглядом 25 лет назад коротко и глубоко поговорили о том, что делать в нашей части Кали-юги.

Мы уже давно не «перед», не «на пороге», а внутри катастрофы. И тут тоже можно жить. Это экологическая и демографическая в том числе катастрофа, внутри которой нам надо находить способы достойно проходить свой жизненный путь.

Очень рекомендую книгу Эрвина Ласло. Там много подсказок. Что может сделать каждый на нашем Титанике. Что может делать психолог. Давайте думать об этом? Давайте осознавать себя внутри политики, экологии, экономики, души.

Давайте размышлять о личном выборе и личной ответственности каждого перед собой и будущим за выбор, искать ли, прислушиваться ли к ответу на вопрос: «а что я могу?!».

Пояснения

Я честно осознаю, что люди самостоятельные, стремящиеся к активности и автономии – сами динозавры(зачеркнуто) бактерии, отказывающиеся стать частью высокоразвитого многоклеточного организма, но ведь мы кажется уже поняли, что у них есть право на жизнь и даже определенная ценность.

Приношу извинения тем, чьи чувства и убеждения задела.

«Можно защитить себя от насилия; но намного сложнее защитить себя от неправильного восприятия» (Г.Абрамович)
Юлия Жемчужникова
Аналитический психолог
Автор статьи
Made on
Tilda