Казнить нельзя помиловать

Часто во время психотерапии всплывают обиды на родителей, людей из прошлого, тех, кто причинил когда-то боль. И периодически слышится от клиентов, что обида, злость-это что-то нехорошее, что надо прощать своих обидчиков. К этому иной раз призывают и так называемые "теории прощения". И люди часто пытаются "бежать" в прощение. Не желая соприкасаться по-настоящему со своей болью, злостью, ненавистью, и при этом, как ни парадоксально, с возможностью внутреннего исцеления.
А кто-то, кто пережил насилие в своей жизни оказываются перед сверхсложной задачей прощения. Как простить того, кто причинил невообразимую боль. Здесь прощение звучит как настоящее предательство себя. Бывает, что человек, причинивший боль, совершенно не раскаивается в своих поступках. В таком случае вообще не понятно, как простить. Пытаться как-то объяснить себе, что человек так поступил, потому что у него было трудное детство, временами неуместно. И по сути это часто является попыткой отрицать свою боль и сделать вид, что ничего страшного не произошло, а это на самом деле не помогает исцелить рану внутри.

Урсула Виртц пишет: «Истинное прощение ведет не мимо гнева, а через него. Только когда я могу возмутиться той несправедливостью, что со мной произошла, я могу признать преследование как таковое, могу переживать преследователя как такового и ненавидеть его, лишь тогда мне откроется путь к прощению. Подавленный гнев, ярость, ненависть только тогда перестанут зарождаться во мне, когда обнаружится история преследований в самом раннем детстве» .

Только прожив гнев, отгоревав свою боль, можно встать на путь внутреннего освобождения.

Решение больше не позволять мукам из прошлого господствовать в жизни можно принять, когда человек почувствует себя достаточно сильным, чтобы самому влиять на собственную жизнь, когда центральное место в жизни займет не лицо, причинившее боль, а он сам. Это предполагает, что человек достигает такого уровня своего внутреннего развития, когда ему открывается возможность выбора, возможность самому решать, будет ли он и дальше застревать в отчаянии или сознательно возьмет на себя ответственность за свою жизнь. Только тогда может стать возможным «простить», что также означает "отпустить" своего обидчика. В этом случае «прощение» равняется «отпусканию».

Когда удаётся отказаться от своих ожиданий по отношению к обидчику, отказаться от иллюзорных надежд, что однажды тот придет, признает свою вину и попросит о примирении, только тогда прощение может стать еще одним этапом процесса внутреннего исцеления. Пока человек настаивает, что причинивший боль что-то должен ему, он по-прежнему связан с ним.

И очень важно, чтобы человек понимал, что это его личное решение, как и когда «простить». Выбор не простить- это отражение внутренней свободы, выбор, который также должен уважаться.

"Эмоциональное состояние, которое позволяет «простить», не может быть навязано, так же как вера, любовь и надежда ".

Позволяя себе не прощать обидчика, присваивая себе свое право не прощать, мы часто как раз и приближаемся к настоящему исцелению и прощению.
Наталья Шматова
Аналитический психолог
Автор статьи

Обсудить статью и задать вопрос автору

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda