Детская сказка очень часто всплывает на анализе или как самая любимая, или как очень впечатлившая клиента, или как особенно пугавшая его. Все мы из опыта общения с детьми знаем, что они слушают некоторые сказки снова и снова или, если они постарше, читают и перечитывают их, или разыгрывают темы из сказок перед зеркалом.
Позже эти сказки забываются и часто появляются вновь только, когда детские воспоминания всплывают из бессознательного. И я в своей практической работе не раз сталкивалась с тем, как любимая сказка детства клиента становилась хорошей диагностикой, открывая понимание его истории задолго до того, как будут известны какие-то фактические данные. Сказка проективна и отражает то, каким образом психика движется к разрешению той или иной болезненной ситуации.
Что же происходит при взаимодействии со сказкой? Эго комплекс идентифицируется с ее частью, обычно с главной фигурой, а другие персонификации уходят в бессознательное и начинают проецироваться на окружающих. Эти проекции активированного архетипа действуют на окружающих, в результате заставляя клиента проживать судьбу, соответствующую герою любимой сказки, за исключением избавления или освобождения, почти всегда наступающего в конце повествования.
Так что, в действительности, такая жизнь принадлежит не самому человеку, например, реальному мужчине или женщине, а герою, принцессе, бедному свинопасу или нищему, неожиданно получившему сказочные сокровища, или одержимой анимусом женщине, которая в фигуральном смысле отрубает голову любому мужчине, который пытается ее добиться.
Решение проблемы лежит в понимании паттернов событий сказки в качестве частей личности и в освобождении эго комплекса от идентификации с этими паттернами. В результате процесса распознавания и аналитической интерпретации клиент учится переживать миф как существование вне эго в слое коллективного бессознательного своей психики.
Несомненно, в некоторых ситуациях клиентом руководят силы коллективного бессознательного, но он не должен слепо подчиняться им. Скорее, клиенту нужно освободить своё эго от идентификации с мифологическими фигурами. Когда удавалось открыть главную мифологему в любимой сказке клиента, то очень продуктивным было работать с образами этой сказки и символами снова и снова в течение всего анализа и доводить до понимания клиента его собственную доминирующую мифологему.
Аналитическое использование любимой сказки является примером индивидуального метода, который используется только небольшим количеством аналитических психологов, и это не является стандартным аналитическим методом. Официально сказкотерапия, как направление практической психологии, появилась сравнительно недавно и стала быстро приобретать популярность.