"Я всегда буду стараться признавать и подчиняться богам во мне и богам в других мужчинах и женщинах. Таково моё кредо"
- Дэвид Герберт Лоуренс

Боги в мужчинах и женщинах

Опубликовано в апреле 2018 года на сайте www.archetypalnature.com
Об авторе: Гари С. Боброф (Gary S. Bobroff, M.A., www.gsbobroff.com), магистр юнгианской аналитической психологии Института Pacifica Graduate (Санта Барбара, Калифорния), бакалавр философии Университета Британской Колумбии (Ванкувер, Канада), создатель сайта www.archetypalnature.com, автор статей и обучающей программы по аналитической психологии.

Тони Вульф и возвращение к открытию
архетипической природы нашего мира

В наши дни женщину, которая была ближайшим сподвижником Карла Юнга и, вероятно, лучшим юнгианским аналитиком всех времён, чтят за её уникальное глубокое понимание человеческой души. Тони Вульф видела, что в недрах психики действует архетипическая модель с присущими ей не зависящими от времени паттернами, функционирующими внутри нас словно боги.

Она чувствовала, что чего-то не хватает. Антония (Тони) Вульф помогала швейцарскому психологу-первопроходцу Карлу Густаву Юнгу завершить работу над «Психологическими типами». Этот труд дал нам используемые по сей день термины экстраверсии и интроверсии и понимание других психологических пар противоположностей. Эта работа послужила основой для типологии Майрс-Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator™ или MBTI). Но когда книга «Психологические типы» была опубликована в 1921 году, Тони была недовольна.

Тринадцать лет спустя она восстановила недостающие части в работе «Структурные формы женской психики». Тони видела два ранее не описанных вида внутренней психической направленности: одна из них заключалась в различном подходе по отношению к людям, а другая – в противоположных реакциях на вызовы мира. На личном уровне некоторые люди находят свою идентичность в племени, сообществе, в то время как другие самореализуются через индивидуальные межличностные связи. На безличном уровне некоторые люди заточены на то, чтобы видеть мир как вызов, который нужно принять, а другие видят в нём загадку, которую нужно разгадать.
В 1980-х годах лидеры воркшопа по типологии типологии Майрс-Бриггс Тэд и Норин Гузи (Tad and Noreen Guzie) тоже осознавали, что чего-то в этой теории не хватает. Они обнаружили карту Тони, распознали то, как эти архетипы проявляются в жизнях мужчин и женщин и дали новые имена мужским архетипам. Эти термины и будут использоваться в этой работе. В наши дни работа и жизнь Тони привлекает всё больше внимания. Учитывая то, что была опубликована и за последние 10 лет вызвала широкий интерес «Красная книга» Юнга, логичен тот факт, что женщине, которая была с ним в то время, как он создавал эту книгу, сейчас начинают отдавать должное. В 2017 году вышла новая чудесная книга Нэн Сэведж Хили «Тони Вульф и К.Г.Юнг: Творческий союз» (Toni Wolff & C. G. Jung: A Collaboration, Nan Savage Healy), а книга Гузи «О мужчинах и женщинах» (About Men & Women, Tad and Noreen Guzie) снова в печати.

Пороки и добродетели:
наши архетипические ориентации

Слово «архетип» в греческом языке обозначало первоначальный образ или оригинальную форму. Используя это слово, мы говорим о типе структуры характера, которая самовыражается в нас вне зависимости от временных и культурных рамок. Понимание архетипической природы психики даёт нам возможность понять основу моральных дилемм, с которыми сталкиваются люди испокон веков. Именно благодаря действию архетипов те же пьесы, которые производили впечатление на людей в древней Греции, продолжают трогать струны нашей души, а сказки, легенды и мифы по-прежнему очаровывают нас. Такие формы творчества обращаются к вневременным качествам человеческого характера, и данная работа ставит своей целью более глубокое понимание действия этих сил в нас.

Поскольку внутренние связи, описанные здесь, в большей мере бессознательны, иногда проще увидеть эти архетипы в других, а не в себе. Кроме того, многим из нас присущ потребительский подход, исходя из которого мы ожидаем, что мы можем иметь в себе все черты и быть способными видеть все архетипы. Однако природа имеет тенденцию развивать свои дары избирательно. В нас часто развиты те или иные способности или таланты, но в иных вещах мы совершенно не одарены. Человеческому характеру присуща определённая симметрия в наших характерах. Как говорится в поговорке: «у каждой добродетели есть порок».

Архетип точно определяет различия в направлениях движения нашей бессознательной энергии, различия в том, на какие аспекты жизни мы обращаем большое внимание, а какие – игнорируем. Эти потоки энергии наполняют жизнью определённые источники идентичности и пути самореализации. Архетип указывает на наши слепые зоны и тени, на бессознательные установки о мире, которые мы принимаем как данность. Архетип стоит за убеждениями, которые мы никогда не подвергаем сомнению, и даже за различиями в понимании того, что для нас священно.

В ниже приведённом описании используется оригинальная идея Тони Вульф, названия позаимствованы у Гузи. Каждый пункт описывает определённый архетип, гендерные пары определяют инь и ян этой архетипической энергии, однако оба описания применимы к людям этого типа. За более подробными объяснениями можно обратиться сюда. Эта работа не ставит задачи определить какие-либо директивы, единственная цель – более глубокие осознанность и понимание других людей.

личностная архетипическая ось: принадлежность к коллективу или интимность

Тони увидела, что прообраз внутренней психической структуры человека накрепко связан с противоположными сущностями характера. Первая архетипическая ось, которую описала Тони, иллюстрирует вариации нашей направленности по отношению к людям. Некоторые из нас обнаруживают свою идентичность и самореализуются через связь с коллективом, а другие – через индивидуальные связи.

Отец - Мать: Отцовская и материнская ориентированность естественным образом направляет людей в сторону групп – семьи, коллег, сообщества. Энергия таких людей направлена в сторону племени. Их приоритетом становятся нужды и успех их коллектива. У таких людей наблюдается душевный подъём, когда они думают об отдыхе семьей, когда стараются сделать работу команды более продуктивной, пытаются поднять на новый уровень сыгранность музыкальной группы. Они находят своё истинное предназначение в служении, они искренне эмоционально вкладываются в группу и её успех.

Искатель – Спутница1: Искатель и Спутница ориентированы на человека как индивидуальность. Их бессознательное содержит в себе огромное количество новых возможностей, лучших способов сделать что-то и идей по поводу того, как начать новое. Просто тусоваться, вместе получать кайф, слоняться без дела или заниматься любовью – они хотят это делать с вами. У таких людей душевный подъем, когда они думают о том, как сделать что-нибудь необычное, как отлично провести время в паре, как сделать вам такой подарок, который придётся по душе. Сторонники равноправия, они против авториторизма, часто они становятся вегетарианцами. Будучи по типажу братьями или сестрами, они самореализуются в том, чтобы в полной мере стать теми, кем они являются, и надеются, что вы тоже сможете это сделать. Вы можете обнаружить, что у них есть дар – они умеют показать вам ваши лучшие стороны и вашу красоту.

Напряжение между этими двумя направленностями – одно из самых фундаментальных в нашем сообществе. В то время, как Отец и Мать развивают свою идентичность на основе культурной и социальной принадлежности, Искатель и Спутница находят себя в личных привязанностях. Отец и Мать часто имеют тенденцию вкладывать больше в статус-кво и стараться обладать не меньшим, чем обладают соседи и друзья, чтобы не показаться менее важными. Искатель и Спутница же будут пытаться освободиться от удушающих ожиданий, которые они переросли или которым они никогда не соответствовали.
Это противостояние очень сильно в нас, и именно оно породило многие выдающиеся произведения западной культуры. «Быть или не быть» и «быть верному самому себе» в «Гамлете», «В дороге» Керуака, "Бунтарь без причины» Джеймса Дина – Искатель страдает от экзистенциональной тревоги по поводу неуверенности в способности создать желаемое будущее. А какое это будущее? Как говорит Бенджамин своему отцу в «Выпускнике», он хочет быть «другим». «Великий Гэтсби», «Завтрак у Тиффани», «Большое разочарование», «Красота по-американски», «Большой Лебовски» и многие другие ставшие классическими произведения фокусируются на Искателе – Спутнице и их поиске своего места мире Матери – Отца.
От первых представителей богемы до бит-поколения и хиппи, противоречащие общепринятой культуре движения расцветают с приходом в них тех, для кого доминирующая культура просто не работает. Понимать эти различия в архетипическом контексте – это значит осознавать, что напряжение между описанными выше типами не способно ослабевать, противостояние между желанием быть частью племени, быть наследником и поиском свободы, непохожестью на других всегда останется с нами и внутри нас. Давление, которое испытывает индивид со стороны коллективного, очень волновало как Юнга, так и Ницше:

«Личности всегда приходится бороться, чтобы не быть раздавленным массой. Если вы попробуете это, вы часто будете одиноки, и иногда вам будет страшно. Но никакая цена не слишком высока за привилегию обладать собой»

Внеличностная архетипическая ось:
сила, правда и власть

Вторая архетипическая ось, которую описала Тони, иллюстрирует вариации нашего отношения к власти. Эта внеличностная ось определяет нашу естественную реакцию на вызов мира. Как заметил поэт Роберт Хантер: «Кто-то ищет ответы, кто-то ищет сражений»2

Воин - Амазонка: Воины и Амазонки осознают себя через максимальную реализацию своих способностей. Они гордятся своей силой, выносливостью, способностью выполнить задачу. Они замотивированы и самоуверенны. Еще будучи детьми, они даже прогулку превращают в гонку, и в преклонном возрасте продолжают получать удовольствие от того, что делают из любого мероприятия соревнование. Говорят много, не выбирая выражений. Могут проявлять своё творческое начало на ринге, катке или держа в руках острый нож шеф-повара. Они всегда видят цель, совершение подвигов – первое для них дело, и они ежедневно готовы к этому. Для Воинов и Амазонок главное – #победа.

Мудрец - Посредница: Мудрец и Посредница осознают себя максимальное понимание мира. Они нацелены на решение проблем, поиск решений и путей выхода из различных ситуаций. Они говорят на особом волшебном языке, благодаря которому вращается мир. Часто задумываются, любопытны, хотят понять, что к чему. Их бессознательная энергия направлена на понимание мотивов, заставляющих людей поступать тем или иным образом. Они хотя правильно понять ситуацию, либо тщательно рассчитав всё или либо внимательно прислушавшись к себе. Посредница добывает истинное знание через внутренний мир. Некоторые Мудрецы могут искать только рациональное объяснение, другие же прислушиваются и к иррациональному тоже. Возможно, это как раз сапиофилы?

Это напряжение, присущее нашей культуре, часто имеет довольно карикатурный оттенок, но оно всегда было и остаётся реальным психологическим барьером. Возможно, мы уже пережили стереотип «ботаник против качка», но многие из нас каждый день сталкиваются с энергией этого напряжения на рабочем месте. Воин часто занят в продажах, он обещает получение сверх-прибыли и ожидает от Мудреца магического (еще и своевременного) достижения поставленных задач, В то же время, Мудрец часто не имеет реалистичного понимания относительно того, как трудно совершить какую-либо сделку. И им обоим трудно по достоинству оценить друг друга.

«Правда или желание»? Сильнее ли перо меча? Благоволит ли удача смелым? Эти культурно устоявшиеся противостояния отлично отражают действие описанных выше противоположных сил. Кто сильнее, тот и прав? В течение долгого времени, благородные рыцари несли безапелляционную идею о том, что кто прав в бою, тот и является носителем истины. Мастерство в сражении давало преимущество даже над истиной. В пьесе Шекспира «Юлий Цезарь» супруга Цезаря Кальпурния предупреждает своего мужа, находящегося на вершине власти: «В тебе самонадеянность убила мудрость». Мальколм Гладуэлл в своей новой книге, изданной огромным тиражом3, предлагает нам новое прочтение истории о Давиде, предполагая, что имея всю свою силу, Голиаф не способен был видеть. Конечно, Воины и Амазонки быстро реагируют на ситуацию, чего не хватает Мудрецам и Посредницам. Однако такая быстрая реакция часто грешит невниманием к обстоятельствам конкретной ситуации. Да, их энергия сильна, но она может быть направлена в абсолютно неверное русло.
«В мире есть только две силы - сабля и разум. В конечном счете сабля всегда проигрывает разуму» - Наполеон Бонапарт

Наполеон, может быть, в конечном итоге, и прав, но часто всё же под лежачий камень вода не течёт («скрипучее колесо смазывают» - прим.переводчика), и именно тот, кто проявляет упорство зачастую одерживают победу над тем, кто обладает знаниями. И это работает и в совете директоров, и на выборах, и в любом другом месте. Хотя мы и ценим разум больше, чем грубую силу, Воин и Амазонка знают, что вся важность активности заключается в проявлении её – иногда надо отвечать за свои слова рублём4. Понимание правды не приводит ни к чему, когда нет смелости действовать.

Осознание различий даёт возможность приблизиться к настоящему пониманию

В то время как жизни многих людей чётко прослеживается действие одного архетипа, в других мы наблюдаем смешение двух архетипов. На эту модель можно посмотреть и иначе, но очень многие признают, что, как минимум, один архетип более чем хорошо проявлен. Понимание наших базовых архетипов – это хороший первый шаг, но это только начало. Архетипы – это часть коллективного бессознательного, их объём настолько велик, что наше Эго не способно их полностью осознать. Наша архетипическая история содержит в себе теневую сторону, наши лучшие качества, лежащие в недрах души, которые могут привести нас как к трагедии, так и к триумфу. Осознание и принятие этих сил может стать делом всей жизни, ведь понимание даже собственной архетипической истории может быть сложным. Тони писала, что архетип одного человека:

". . . не обязательно совпадает в его внешним проявлением в жизни. Психологическая структура и судьба в реальности иногда не совпадают либо в связи с внешними причинами… либо из-за внутренней неуверенности человека в сущности своей природы."5

Наши внутренние архетипические тенденции проявляются в том, что становится для нас самым важным. Они лежат в основе того, что очаровывает и отталкивает нас. Они приводят нас к большому успеху и вливают энергию в наши мировые проблемы. Говорить о них, как о богах, как предложил Лоуренс – совершенно правомерно, потому как именно их энергия автономно работает внутри нас, и они обладают нами больше, чем мы обладаем ими. Проложить к ним путь через осознание – это начать принимать себя и дать себе шанс не прожить неосознанной судьбой.

В то время, как нам присущи индивидуальные различия в представлении о том, какими, по нашему мнению, люди должны быть, такой архетипический подход Тони Вульф – это глубокое понимание того, каковы люди на самом деле. Эти знание применимы к пониманию мира вокруг нас. В связи с этой архетипической оппозицией, мы часто неожиданно оказываемся в конфронтации, не понимая причины. Часто, если нас автоматически тянет не согласиться с определённым человеком в нашей жизни (или с позицией организации) еще до того, как мы это осознаём, причину нужно искать в активизации противоположного архетипа, на что мы бессознательно реагируем. Понимание таких архетипических различий позволяет разрядить напряжённость и дать нам возможность выбора, каким образом мы отреагируем. Осознавая архетипические основы наших культурных различий, мы способны их преодолеть. Мы может понять, где видит свою правду наш ближний, и встретиться с ним в этой точке.
Сегодня в воздухе витает ощущение, что мы уже ничего нового не можем узнать, в особенности, о человеческой природе. Культура находится в инфляции, есть ощущение оторванности от Природы и чего-либо вечного. Мы направили на себя всю магическую силу, которую раньше направляли на образ бога. Такая инфляция требует возвращения к равновесию, возвращению к истокам, к земле. При условии, что мы откажемся от раздутого и разобщённого культурой представления о себе, Тони Вульф пригласит нас рассмотреть бесконечные паттерны, действие которым разворачивается на протяжение всей жизни. Осознание, что в нас живёт нечто вечно, каким-то неведомым образом оказывает заземляющее влияние.
Время от времени случается, что скрытое становится явным. Кто-то смахивает пыль, и вот под вековой толщей любопытный глаз разглядывает первобытный хребет. Иногда мы действительно можем понять что-то новое о мире. Случается, что мы сдуваем пыль и видим пульсирующую вену, путь Природы, который мы не могли даже вообразить. Наступает момент нового культурного открытия себя, и именно сейчас мы проживаем такой момент в отношении архетипической природы человека.
Сноски
1. В русскоязычных источниках Спутнице соответствует Гетера.
2. В оригинале – «some folks look for answers, others look for fights».
3. Малкольм Гладуэлл, Давид и Голиаф: Как аутсайдеры побеждают фаворитов
4. В оригинале - «вложить деньги туда, где еда» (to put your money where your mouth is).
5. Перевод цитаты из статьи Тони Вульф «Структурные формы женской психики», далее приводится оригинал: «…not necessarily coincide with the outer form of life. Psychological structure and actual fate sometimes fail to correspond, either for exterior reasons . . . or else because of an inner uncertainty about one's real nature».
Марина Семернина
m.semernina@deepsy.ru
Аналитический психолог
Перевод статьи

Обсудить статью и задать вопрос автору

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda