Вина, стыд, первородный грех

Краснела ли Ева, стоя перед Адамом обнажённой. А как же Адам, не стыдно было ли ему за свою наготу, ну и конечно за тот грех, единственное запретное деяние, которого он в итоге удосужился не постесняться исполнить? Да и змей искуситель, похоже самый инстинктивный и спонтанный из этой четвёрки, и тот очень открыто направил этих чистых ребят на такое преступление.
Где бы мы сейчас были, если бы не их первородный грех?
А сам Яхве - как ему не стыдно подсматривать за тем, чем занимаются люди в интимной обстановки, пока никто их не видит? Уж надеюсь-то люди, оказавшиеся в такой обстановке, ничего не стесняются и проявляют себя по полной.

#стыд, #вина, #стеснение, #подавление, #вытеснение, #краткость, #повиновение, #власть, #субординация, #иерархия, #общественный_строй и многие-многие другие хештеги можно было бы привлечь к этой теме. Все эти понятия вышли из одного колодца - из колодца социальной нормы, общественных правил и порядка. Давайте попробуем разобраться.
Вина и стыд - это привитые, общественные инстинкты.
Инстинкты они потому, что они закладываются в нас в период нашего социального формирования, в период, когда у нас уже появляются зачатки самосознания, но мы ещё сами очень малы. И так как период ещё довольно ранний и мы осознаём лишь маленькую часть своей жизни, мы не можем ещё отследить того, что закладывается в наше поведение, что нам прививают. Структура вины у нас очень бессознательна и автоматична. Действует, очень хорошо преодолевая наше сознание.

А общественный этот инстинкт потому, что закладывается он в нас социумом, нашим окружением, значимыми близкими - родителями, прочими родственниками, воспитателями и учителями. У нас нет в природе такого инстинкта, он нам неестественен. И формируется он у нас лишь для того, чтобы наши действия не выходили за пределы социальных норм.
If a building becomes architecture, then it is art
Конечно, в норме, это должна быть полезная вещь (для жизни общества) - регулировать поведение её членов, чтобы всем в этом обществе было хорошо и комфортно. В норме, да. Для жизни общества. На практике - часто развивается гипертрофированное чувство стыда и вины, которое полностью блокирует некоторые проявления человека. Порой очень инстинктивные вещи.

Да-да, то что полезно для социума, вредно для индивида. Ну что, жертвуем индивидуальным ради общественной нормы? Так то, в нашей стране на фоне коммунистического прошлого ещё много таких зажимов. Но что оно зажимает? Конечно, естественное проявление человека, если не его базовые инстинктивные энергии, и вы знаете про какие энергии я говорю.

Ещё, уже более чем столетие назад, тот самый Зигмунд Фрейд явился для тогдашнего общества чем-то вроде триктсера, легализовав сексуальность в массах, тем самым начав избавлять общество от нервозов. По сути, это и есть основная проблема невротика - конфликт между хочу и могу/можно/надо. Конфликт между Супер-Эго и Оно.

Конечно, сексуальность лишь один из аспектов. Часто под запрет попадают и более мелкие желания. Интересно, что чем более запрещена агрессия и сексуальность - тем они более демонизированы в проявлениях и образах. То, что мы вытесняем в тень, начинает жить своей жизнью; то, что мы отказываемся осознавать, начинает осознавать себя, но при этом на довольно примитивном уровне.

По сути, всё что в жизни несёт социальный характер, характер структуры и регуляции - это патриархальный принцип. Это мужская энергия. Природа, естественные инстинкты и желания - это женская энергия. И если мы посмотрим на проблему желаний, стыда и вины - то мы можем тут усмотреть конфликт между мужским и женским. Но на самом деле, они сами по себе не несут конфликта. Они могут и должны быть направленны в одном направлении.

Сказать более точно: та структура, те границы которые выстраивает мужской принцип - это возможность канализации той женской энергии в определённое русло, направление её. Это вариант гармоничного взаимодействия двух энергий.

Что в отношении вины и стыда - рамки и правила в нашей жизни всё же тоже важны. Мы живём в социуме, и должны уметь уживаться вместе. Но также мы должны помнить, что есть естественные потребности, и они первичны для нас по отношению к этим правилам - разрядка должна быть. Но тоже в рамках - не рамках вины и стыда, и не в рамках теневого инфантильного проявления этих потребностей. А в рамках здорового, зрелого проявления.

По сути, так и должно происходить - в нас в детстве закладывают нормы, правила. При этом, они должны быть конструктивными и не ограничивать в полной мере. По ходу роста и осознания себя хорошо бы начать осознавать эти интроекты, заложенные в нас в детстве, и становиться гибче по отношению к ним и к своим потребностям.
Так, нормы могут играть как и позитивный аспект (регуляторы общественной жизни, канализация активности в определённое русло), так и негативный аспект (запреты на естественное проявление себя, реализацию своих потребностей).
В социальной же жизни очень много теневого использования темы границ, норм и правил. Так, манипулируя этими плоскостями, легко выстраивать иерархии, делить на "хороших" и "плохих", "правых" и "неправых", находить козла отпущение, и т.п. Наша культура этим прям полна по самые края.

Конечно бывают поступки, которые в результате приводят к последствиям. Но так или иначе вообще любой поступок приводит к тому или иному результату. В абсолюте все они безоценочные - не хорошие и не плохие. Только относительно чьих-то представлений они хорошие или плохие.

Так что вина - это относительная величина. Вот и задумайтесь, а относительно чего вы регулируете своё поведение, относительно какой нормы, и откуда у вас эта норма. Хорошо ли вы её осознаёте?

Кстати, вину и стыд Адам и Ева начали чувствовать после вкушения ими запретного плода. Возможно, чувство вины и стыд - это часть будоражащей энергии, возникающей при обнажении и обнаружении нашего естества. Что-то в этом есть и пикантное
Иван Гринцевич
Аналитический психолог
Автор статьи

Обсудить статью и задать вопрос автору

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda