Около 45 (у многих позже, зависит от личных биологических часов) женщину обычно кроет очередной волной либидо. Для кого это всплеск, для кого-то – девятый вал.
Тут многое зависит от структуры личности, прожитых уже этапов и социального обустройства. И конечно, от структуры и акцентуаций характера, душевной организации и здоровья. Однако, есть и в физиологии, и в психологии общие законы, последовательности.
Если посмотреть на всю нашу женскую жизнь, как на один лунный цикл….
Есть период детства, зарождения сексуальности, время, когда либидо превращается постепенно в сексуальность, время ожидания и фантазий. Потом юность и молодость, похожие на время до овуляции, подъема, активного поиска, влюбленностей, готовности… Взрослость – период вокруг овуляции. 40+ и до менопаузы – край этого периода, приближение и наступление ПМС. А потом климакс – времена «после шанса». Эта мено-пауза до следующей жизни.
Примерно так, думаю, устроены наши биологические часы, связанные с часами души и судьбы.
Итак, гормоны сигнализируют: поторопись, будь активнее! Одновременно гормоны ПМС вызывают раздражение и отторжение бывшего партнера.
Вы знаете, как ПМС похоже на сумасшествие.
Одна из самых ярких иллюстраций - фильм Эмира Кустурицы «Аризонская мечта» (Франция, США 1991г. ). Молодой Аксель сначала соблазняется, а потом и влюбляется в Элен, которую называют в отзывах «местной сумасшедшей».
Мне она сумасшедшей не показалась. Обычная истеричка после 40. Много таких встречаю. Горьковатое перебродившее либидо может сделать женщину помешанной и одержимой. Мужчины своего возраста вызывают лишь раздражение, они зеркалят страх старения и сами гоняются за молоденькими. Зрелые женщины обычно умны и даже мудры, но противостоять либидо и власти, возможности (хоть в фантазии) отвернуться от Танатоса противостоять крайне трудно.
Помните старую песенку: «Прежде чем к молоденькой посвататься, пять минут у зеркала постой…»? Сейчас этот призыв работает с точностью до наоборот. Особенно у женщин. 5-50 минут у зеркала, массажа, макияжа, селфи… и женщина делает вывод: «а что, еще ничего!» и отправляется на «последний бал», на позднюю охоту.
С большим юмором об этом у Моэма в «Театре». Если вас сносит, очень рекомендую одноименный советский фильм (1978г.).
И зрелая женщина может быть неотразимо соблазнительна для молодых парней.
С одной стороны, зрелая женщина как опытный взяточник, умеет все обустроить ловко и приятно, она благосклонна и избавляет молодого любовника от многих страхов в отличие от юной девушки. Она не требует, а одаривает. С ней легко (навязчиво образ паука) и удобно. Как с мамой. Потому что это хоть и смещенный, но инцест.
Юноша здесь часто проходит важную инициацию. И укрепляет свою сексуальность.
Женщине бывает труднее. Или она пострадает и выпутается как Джулия Ламберт или увязнет и погибнет.
Очень жаль, что современная общественная мораль в этом плане развратна и беспринципна. Как Иокаста досталась молодому Эдипу в награду вместе с троном, так и современные женщины, не разделяя власть, положение и секс пытаются делить свой трон с блуждающими в поисках судьбы юношами. В древних Фивах того потребовал народ, вознеся героя на трон к царице. Однако, искупление было ужасным. Сейчас этим уже не пугают, скорее подталкивают.
Разве что Кустурица. Пиковый эпизод фильма для меня не тот, где Элен и Аксель взлетают, а тот, где она в истероидном припадке говорит о мечте быть понятой, а он старается изо всех сил. Это и есть современная инициация.
В моей картине мира души топология такая: он спустился с горы детства и вернулся из плаванья юности, ему надо освоить долину взрослых людей, а для этого самое важное понять как тут все устроено. Она давно царица и знает как все устроено, но устала уже от одиночества и неразделенности. Ей хочется разделить, отдать груз этого понимания перед дальним походом старения. Их стремления совпадают во встречном движении. И возникает фантазия о возможности понимания. У молодого мужчины о том, что с помощью зрелой женщины он поймет тайну взрослого социума, любви и смыслов. У женщины – что он поймет её и сможет ей объяснить. Беда в том, что жажда понимания у них общая, а направления разные. Это лишь встреча, хотя в ней можно застрять на годы.
Отмотаем историю Иокасты немного назад. Что мы знаем о ней? Жена царя Лая родила ему единственного сына. Затем слепой Тересий предрек, что сын убьет отца. Банальнейшее из предсказаний. Лай избавляется от сына. Спорила ли Иокаста, страдала ли долгие годы? Неведомо. Нередко женщины соглашаются с выбором мужа. На первом месте своя жизнь, карьера, а мальчика пусть растят другие: воспитатели, школа…. Контакт остается лишь в бессознательном, в вытесненном. Запас любви заморожен.
Оговорюсь, однако. Запас любви у женщины бесконечен, и у растивших сыновей матерей либидо не меньше. И когда приходит молодая и забирает сына, мы попадаем под архетип Афродиты, мучившей Психею, сгорая в огне сепарации, потери, жаждем понимания, восполнения….