Плач по Иокасте
Я чувствую, что должна извиниться перед ней. Я столько на неё нападала....

Было и презрение. Теперь, стоя на коленях, прошу прощения. Кто я, чтобы осуждать? Однако, опыта и увиденных историй может хватит, чтобы соприкоснуться.
Сегодня хочу шире, тоньше, глубже, но лишь намеками, обозначениями поговорить об отношениях женщин 40+ и юных героев.

Иокаста для меня объединяет две большие темы: 1) любовные и сексуальные отношения зрелых и стареющих женщин с молодыми мужчинами и 2) отношения мам с взрослеющими сыновьями.

Темы эти расщепляются довольно узким, но глубоким ущельем табу. А Иокаста объединяет берега и гибнет в пропасти.

Я прошу прощения у тех, чьи личные или религиозные чувства могут быть задеты. Не ставлю такой цели. Пишу на основе собственного переживания, клиентских историй, наблюдений, раздумий. Ничего не советую, кроме внимательности.

Итак Иокаста, царица Фив, жена Лая, потом Эдипа.

С ней в ряд встают многие мифологические и литературные персонажи от Клитемнестры, до Пенелопы и Гертруды (королевы датской), от Джулии Ламберт («Театр» Моэма) до Ирины Аркадиной («Чайка» Чехова), и ещё тысячи.

У них я искала ответы и подсказки. С ними по-прежнему соединяюсь, сверяюсь, стараюсь переживать и справляться лучше.

«Лишь бы быть на троне, лишь бы в царицах» - так я писала и говорила об Иокасте. Её образ и несчастную судьбу описывала матерям, не готовым отпускать взрослых сыновей, и женщинам, не готовым принимать зрелые задачи и стареть, а метящим в молодые любовницы.

И вот пришло мне время брать её уроки посерьёзнее.
Часть 1. О зрелой женской сексуальности
Около 45 (у многих позже, зависит от личных биологических часов) женщину обычно кроет очередной волной либидо. Для кого это всплеск, для кого-то – девятый вал.

Тут многое зависит от структуры личности, прожитых уже этапов и социального обустройства. И конечно, от структуры и акцентуаций характера, душевной организации и здоровья. Однако, есть и в физиологии, и в психологии общие законы, последовательности.

Если посмотреть на всю нашу женскую жизнь, как на один лунный цикл….

Есть период детства, зарождения сексуальности, время, когда либидо превращается постепенно в сексуальность, время ожидания и фантазий. Потом юность и молодость, похожие на время до овуляции, подъема, активного поиска, влюбленностей, готовности… Взрослость – период вокруг овуляции. 40+ и до менопаузы – край этого периода, приближение и наступление ПМС. А потом климакс – времена «после шанса». Эта мено-пауза до следующей жизни.

Примерно так, думаю, устроены наши биологические часы, связанные с часами души и судьбы.

Итак, гормоны сигнализируют: поторопись, будь активнее! Одновременно гормоны ПМС вызывают раздражение и отторжение бывшего партнера.

Вы знаете, как ПМС похоже на сумасшествие.

Одна из самых ярких иллюстраций - фильм Эмира Кустурицы «Аризонская мечта» (Франция, США 1991г. ). Молодой Аксель сначала соблазняется, а потом и влюбляется в Элен, которую называют в отзывах «местной сумасшедшей».

Мне она сумасшедшей не показалась. Обычная истеричка после 40. Много таких встречаю. Горьковатое перебродившее либидо может сделать женщину помешанной и одержимой. Мужчины своего возраста вызывают лишь раздражение, они зеркалят страх старения и сами гоняются за молоденькими. Зрелые женщины обычно умны и даже мудры, но противостоять либидо и власти, возможности (хоть в фантазии) отвернуться от Танатоса противостоять крайне трудно.


Помните старую песенку: «Прежде чем к молоденькой посвататься, пять минут у зеркала постой…»? Сейчас этот призыв работает с точностью до наоборот. Особенно у женщин. 5-50 минут у зеркала, массажа, макияжа, селфи… и женщина делает вывод: «а что, еще ничего!» и отправляется на «последний бал», на позднюю охоту.

С большим юмором об этом у Моэма в «Театре». Если вас сносит, очень рекомендую одноименный советский фильм (1978г.).

И зрелая женщина может быть неотразимо соблазнительна для молодых парней.

С одной стороны, зрелая женщина как опытный взяточник, умеет все обустроить ловко и приятно, она благосклонна и избавляет молодого любовника от многих страхов в отличие от юной девушки. Она не требует, а одаривает. С ней легко (навязчиво образ паука) и удобно. Как с мамой. Потому что это хоть и смещенный, но инцест.

Юноша здесь часто проходит важную инициацию. И укрепляет свою сексуальность.

Женщине бывает труднее. Или она пострадает и выпутается как Джулия Ламберт или увязнет и погибнет.

Очень жаль, что современная общественная мораль в этом плане развратна и беспринципна. Как Иокаста досталась молодому Эдипу в награду вместе с троном, так и современные женщины, не разделяя власть, положение и секс пытаются делить свой трон с блуждающими в поисках судьбы юношами. В древних Фивах того потребовал народ, вознеся героя на трон к царице. Однако, искупление было ужасным. Сейчас этим уже не пугают, скорее подталкивают.

Разве что Кустурица. Пиковый эпизод фильма для меня не тот, где Элен и Аксель взлетают, а тот, где она в истероидном припадке говорит о мечте быть понятой, а он старается изо всех сил. Это и есть современная инициация.

В моей картине мира души топология такая: он спустился с горы детства и вернулся из плаванья юности, ему надо освоить долину взрослых людей, а для этого самое важное понять как тут все устроено. Она давно царица и знает как все устроено, но устала уже от одиночества и неразделенности. Ей хочется разделить, отдать груз этого понимания перед дальним походом старения. Их стремления совпадают во встречном движении. И возникает фантазия о возможности понимания. У молодого мужчины о том, что с помощью зрелой женщины он поймет тайну взрослого социума, любви и смыслов. У женщины – что он поймет её и сможет ей объяснить. Беда в том, что жажда понимания у них общая, а направления разные. Это лишь встреча, хотя в ней можно застрять на годы.


Отмотаем историю Иокасты немного назад. Что мы знаем о ней? Жена царя Лая родила ему единственного сына. Затем слепой Тересий предрек, что сын убьет отца. Банальнейшее из предсказаний. Лай избавляется от сына. Спорила ли Иокаста, страдала ли долгие годы? Неведомо. Нередко женщины соглашаются с выбором мужа. На первом месте своя жизнь, карьера, а мальчика пусть растят другие: воспитатели, школа…. Контакт остается лишь в бессознательном, в вытесненном. Запас любви заморожен.

Оговорюсь, однако. Запас любви у женщины бесконечен, и у растивших сыновей матерей либидо не меньше. И когда приходит молодая и забирает сына, мы попадаем под архетип Афродиты, мучившей Психею, сгорая в огне сепарации, потери, жаждем понимания, восполнения….
Пенелопа
Вспомним и её. Может кто-то удивится, что она здесь? На поверхности её образ часто содержит лишь грусть и верность в ожидании. Были, видимо, и они.

Двадцать лет полной неизвестности и противоречивых слухов. Говорили, что он умер и не вернется, что победил и скоро вернется, что загулял в пути…. Говорили… Не хорони себя, царица, посмотри сколько красавцев вокруг. Что творилось в ее покоях? Лила ли слезы в страдании? Или правила Итакой и было не до этого? Есть мнения, что тайно принимала молодых под покровом Гермеса и родила козлоного Пана, хулиганящего прямо сейчас.

Кто осудит? Не я. Помните, что было дальше? Вернулся стареющий Одиссей, но не смог достойно взойти на царство, устроил страдания, прятки, потом жестокую расправу без разбора и снова был сослан в безумие. Взрастившая Телемаха Пенелопа, 20 лет правившая царством, таки нашла утешение в браке с пасынком….

Если матери – Сцилла и Харибда для молодых героев, то к кому их тянет неодолимо?
Часть 2. Матери и взрослые сыновья
Теперь снова о РВД (родителях взрослых детей), о стареющих (и особенно нестареющих) матерях взрослых сыновей.

Тема сепарации взрослых детей стала для меня важной лет 18 назад и с тех пор не уходит.

Сначала были дочери… Я вроде освоилась. Когда 18 исполнилось сыну, я узнала, что предстоит много новых переживаний.

Отпускать сыновей труднее? Пожалуй, для меня – нет. Но быть тещей и свекровью – разное.

Невестка должна «мальчика» отвоевать. Она разворачивает партизанскую войну или прямое нападение.

Помним Афродиту и Психею, деливших Эроса. Юная психея лишь капнула маслом на возлюбленного, а матушка тут как тут, забрала лечить и спрятала. Исключительно из любви мучает будущая свекровь юную Психею тяжкими задачами. Воспитывает. И последнее из них все о том же: принести Афродите от Персефоны из подземного мира зелье вечной молодости. Но не будем возвращаться.
Спасение сыновей
Уж сколько раз твердили миру… Я сама наплодила речей про «руки прочь от сыновей», агитировала за старательную сепарацию родителей взрослых детей. Проживала, выдавливала из себя Иокасту. Была уверена, что справилась и молодец. И получила урок. Средний сын 25летие встретил в камере предварительного заключения. Сначала, точнее, старший пошел на протесты, позвонила сноха. Я заметалась между гордостью и страхом, вспомнила горьковскую «Мать» и «Маму» Арифа Алиева… Вспомнила, что #яжепсихолог, перечитала собственные рекомендации и бросилась молиться о нём и снохе. «Сохрани! Отведи!». Отвели. Через пару недель – другой.

Яркий, свободолюбивый, гордый независимостью и доходами… в азиатской стране… Глупость в общем. Молодость. Мой #яжепсихолог усердно трудился, поверьте. И всё же я кинулась спасать. Тут и поняла, что надо встать на колени перед Иокастой и просить прощения.

Между Богоматерью Марией, полностью (по преданию) принявшей выбор Сына и честно хоронившей Его. И Яростной Дургой-Кали, готовой по зову любой женщины сокрушать, сносить головы, травить ядом.

Между ними обычная живая Иокаста. Пришел парнишка Эдип, вырос в чужой стране, да ещё и вляпался в историю с убийством по неосторожности, отгадал загадку, объявлен героем, прочат в цари, а что он может-то? Пацан. Она уже зрелая, мудрая, умеет управлять, может подсказать. Ну как его оставить? Как я пойду домой?! Это про любую мать.
Мать говорит Христу:
— Ты мой сын или мой
Бог? Ты прибит к кресту.
Как я пойду домой?
Как ступлю на порог,
не поняв, не решив:
ты мой сын или Бог?
То есть мертв или жив?
Он говорит в ответ:
— Мертвый или живой,
разницы, жено, нет.
Сын или Бог, я твой.

(Иосиф Бродский)
Прости меня, Иокаста! Помню, что ты повесилась, узнав. Что сотворилось. Помоги мне миновать твою участь. Да не осужу я больше никогда ни одну женщину, что не смогла слезть с трона, уверенная, что должна крутить ручку вращения мира, когда сын споткнулся.

Самые сильные, яркие наши сыновья проживают свои героические пути с жесткими ошибками и уроками. Вспомним мать Миларепы. Подумаем о матери Оле Нидала.

Я нашла для себя архетипический образ для поддержки и стремления.

Мать братьев Пандавов – Кунти. Великий в будущем царь Ютхиштхира в молодости проиграл свое царство в кости и отправился в долгое изгнание. Вернулся с большой войной. Она пережила, она молилась, ждала, поддерживала.

Я иду к священнику и спрашиваю про сына. Он говорит:
- Он в руках божьих.
- Да, - говорю я и протягиваю руки. – А это тоже руки Бога?
Манку смеется:
- Да, руки матери – первые руки Бога. Мы смеемся и плачем вместе. Мы оба понимаем, что мне ещё учиться и учиться пользоваться этими руками.

Если вы хотите перестать переживать и волноваться – извините, вам не ко мне. Если готовы уметь переживать, трудясь во всю душу – приходите, обнимемся.

Читайте также мою книгу Ю Же «Счастье ведьм». Может быть поддержит и будет в вашей жизни несколькими улыбками больше.

Берегите себя! Ю Же
Видео иллюстрация из к/ф «Аризонская мечта»
Юлия Жемчужникова
Аналитический психолог
Автор статьи
Made on
Tilda