Обусловленное культурой понимание маскулинности и феминности

Для прошлой эры - эры Рыб было характерным выбирать одно из множества. Это относилось и к идеологиям, и к вероисповеданию, и к гендерной идентичности. Для того, чтобы появилось «Я» как то, что отлично от «Ты», человеку для начала необходимо понять, кем он является - мужчиной или женщиной. Половая принадлежность и гендерная идентичность - это то, на чем базируется весь сложный аппарат самоопределения человека.
Половая принадлежность, как мы понимаем, не лежит в плоскости выборов, однако гендерная принадлежность относится к модели, которую человек присваивает себе (или выбирает) в процессе взаимодействия с родителями и окружением. В прошлом веке разделение на мужчин и женщин и их роли в социальном мире носили более выраженный характер.

Так мужчинам присущи такие черты как смелость, активность, целеустремленность, логика, трудолюбие; а женщинам- пассивность, нежность, творчество, заботливость и тд.. Эти качества, конечно же, можно перечислять долго, и все они будут относится к понятиям, скорее, культурально обусловленным, нежели к общественно-понятийным. В обществе всегда существовали и существуют те люди, которые ни по половым признакам (физиологические гермафродиты), ни по гендеру (гомо-, би-, транс-..) не вписываются в рамки женско-мужских стандартов.

Еще в 18 годах 19 века Э. Глей впервые упомянул о бисексуальности человека, за ним эту теорию развивал Флисс, а позже это открытие вдохновило и Фрейда на подробное изложение взгляда на врожденную бисексуальность человека в своем труде «Три очерка по теории сексуальности».

К.Г. Юнг разделял теорию Фрейда, однако его видение простиралось за пределами биологических особенностей бисексуалов. Юнг рассматривал бисексуальность как архетипический компонент коллективного бессознательного и был сконцентрирован на взаимодействии маскулинности и феминности в индивидуальной психике.
Юнг считал, что целостный психологический потенциал человека может быть реализован с помощью процесса осознавания своей контрсексуальности.
Однако психологичеcкий гермафродит Юнга – это идеал, к которому стремится психика, он не имеет отношения к диффузной идентичности как не принадлежности ни к одному из полов, и к тем манипуляциям с полом и гендерными ролями, которые мы можем наблюдать в современном мире, в эру Водолея- эру, где, в отличие от эры Рыб, можно выбрать все и сразу.

Сегодня мы имеем в большей степени размытые границы между маскулинностью и феминностью. Феминная женщина- это та, которая нежная, заботливая, рожающая детей, ведущая хозяйство и преданная семье? Или та, которая «коня на скаку остановит и в горячую избу войдет», и мужа содержать будет? А маскулинность? О ней тоже можно спросить, учитывая отцовские декреты, творческую лиричность и тд и тп. В современном мире гендерные роли размыты. Кто такие настоящие женщины и настоящие мужчины? Вопрос, скорее, риторический и больше имеет отношение к активности и пассивности. Юнгианский же взгляд на феминность и маскулинность имеет отношение к внутрепсихическому.

Однако, прежде, чем человек будет способен познать свою контрсексуальность, ему необходимо самоопределиться, эмоционально повзрослеть, отделить себя от родительских комплексов и выйти на путь индивидуации, в конце которого его ждет священный союз феминности и маскулинности, а значит- целостности. А целостный человек он и есть настоящий, и не важно кем он родился- мужчиной или женщиной.
Алёна Ковалёва
Аналитический психолог
Автор статьи

Обсудить статью и задать вопрос автору

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda